Методические рекомендации по формированию правовой культуры у обучающихся в учреждениях образования
Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:
- Ученик как личность в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
- Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
- Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.
Созидание как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.
- Свобода и Ответственность, право выбора как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в школе демократического уклада жизни.
- Развитие как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности школьника.
Составляющими деятельности учреждения общего среднего образования по формированию правовой культуры субъектов образовательных отношений являются:
- ознакомление субъектов образовательных отношений с правовыми актами государства;
- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
- привитие навыков законопослушного поведения обучающихся, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Рекомендуемые формы и методы правового воспитания обучающихся:
- классные часы (на основании рекомендаций разрабатывается система ежемесячных классных часов);
- уроки;
- факультативы;
- лекции, семинары;
- рефераты по правовой тематике;
- социальные проекты;
- экскурсии;
- правовые беседы;
- лектории, кинолектории;
- вечера встреч и тематические вечера;
- вечера вопросов и ответов;
- диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема;
- обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
- наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи);
- правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
- оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и республики;
- издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;
- проведение конкурсов по правовой тематике;
- совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей, находящихся в социально опасном положении);
- встречи с работниками прокуратуры, РОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя и др.;
- недели, декады, месячники правовых знаний;
- индивидуальная работа и др.
Классный час — это гибкая по своему составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа
- Совместное (с учащимися и их родителями) планирование тематики классных часов на новый учебный год.
- Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
- Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
- Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
- Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
- Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на тему разговора. Настрой создается с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе.
- Проведение классного часа.
- Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Структура классного часа:
- Вступительная часть (5-7 минут).
Цель: мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа, эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.
- Основная часть (время не регламентируется).
Цель: рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа.
- Заключительная часть (время не регламентируется, но нельзя затягивать).
Цель: подведение итогов разговора, работы, создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором, побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса.
При организации классных часов рекомендуется использование следующих форм: деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов. Предлагаемые формы будут способствовать развитию творческих умений и навыков школьников, активному распространению информации по правовой тематике в школьной среде, успешному обучению в подростковой среде по принципу «равный обучает равного».
Достижение поставленных целей и задач осуществляется посредством построения системы работы учреждения образования с привлечением всех участников образовательного процесса, в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами и структурами, с использованием возможностей эталонной базы данных правовой информации. Исходя из специфики учреждения образования и социокультурного пространства микрорайона, рекомендуется включить в годовое планирование (в раздел «Воспитательная работа») мероприятия по формированию правовой культуры с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Продуктом реализации системы работы по правовому воспитанию будет формирование следующих компетенций:
- умение отстаивать свои права, не забывая о правах других;
- поддерживать правосознание и порядок для себя и для других;
- правильно применять в повседневной жизни положения законодательных актов Республики Беларусь.
Приложения
Примерная тематика классных часов по формированию правовой культуры по ступеням общего среднего образования
I ступень
- Знакомство с правилами школьной жизни.
- Правила общения.
- Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина…)
- Правила личной безопасности.
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).
- Государственная символика.
- Основные обязанности и права ученика.
- Устав школы.
- Что такое закон? Главный закон страны.
- Я — гражданин Республики Беларусь.
- Гражданин и обыватель.
- Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
- Как государство может защитить права ребенка?
- Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»
- Человек в обществе (Зависимость человека от общества).
- ступень
- Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
- Равенство прав людей от рождения.
- Ответственность. Мораль и законы.
- Декларация прав ребенка.
- Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
- Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
- Правовое государство (Понятие правового государства)
- Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
- Права человека и порядок в обществе.
- За что ставят на учет в милицию?
- Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
- Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
- Конституция Республики Беларусь.
- Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление)
- Административная и уголовная ответственность.
- Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Моя ответственность за дисциплину в школе
- Викторина «Уроки Фемиды».
- Уголовное право Преступление.
- Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
- Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
- Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?)
- Я и дисциплина в школе.
- Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
- гражданин Республики Беларусь с точки зрения права.
- Трудовое право
- Гражданское право
- Уголовное право (Ответственность за преступления)
- Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?».
- Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
II ступень
- Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина Республики Беларусь)
- Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право)
- Круглый стол «Суицид среди подростков»
- Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм).
- Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»
- Трудовой кодекс Республики Беларусь (Прием на работу, учебу)
- Гражданин Республики Беларусь (Права и обязанности)
- Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений». Молодежные субкультуры.
- Дискуссия «Твоя воинская обязанность»
- Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе и общественных местах.
Примечание: классный руководитель может выбрать темы из предложенного списка, а также продумать свои темы, исходя из необходимости и специфики классного коллектива.
Примерные темы лекций для родителей
- 1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
- 2 класс. Воспитание ненасилием в семье
- 3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
- 4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
- 5 класс. За что ставят на учет в милицию?
- 6 класс. Свободное время — для души и с пользой.
- 7 класс. Чем занят ваш ребенок?
- 8 класс. Как уберечь подростка от насилия?
- 9 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
- 10 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки.
- 11 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
алгоритм выявления и информирования управления образования, отдела внутренних дел об учащихся, склонных к насилию, конфликтам и совершению противоправных поступков, а также возможных угрозах, поступающих в адрес педагогических работников
1.Выявление учащихся, склонных к насилию, конфликтам и совершению противоправных поступков, проявляющихся в возможных угрозах, поступающих в адрес педагогических работников, осуществляют педагогические работники на основании внешних признаков (агрессивное поведение), наблюдения, изучения содержания страниц учащихся в соцсетях, информации, поступающей от заинтересованных и т.п.
2. В случае выявления таких учащихся педагогические работники незамедлительно информируют руководство учреждения образования.
3. Руководство информирует об родителей (законных представителей) учащихся; выясняет причины конфликта; о случившемся информирует органы внутренних дел; управление образования Мостовского райисполкома.
4. Далее проводится следующая работа:
изучаются особенности семейного воспитания несовершеннолетнего, изучается круг его знакомых;
проводятся консультации с учащимся и его родителями с целью выявления проблем семейного воспитания;
проводится психологическая и социально-педагогическая диагностика с целью выявления его психологических проблем и факторов социальной среды, влияющих на поведение учащегося;
по результатам диагностики выявляется причина отклоняющегося поведения учащегося, подбираются методы, формы и средства оказания ему социально-педагогической поддержки и психологической помощи