Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Методические рекомендации по формированию правовой культуры у обучающихся в учреждениях образования

Дата: 20 декабря 2022 в 11:25

Методические рекомендации по формированию правовой культуры у обучающихся в учреждениях образования

Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:

  1. Ученик как личность в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
  2. Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
  3. Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.

 Созидание как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

  1. Свобода и Ответственностьправо выбора как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в школе демократического уклада жизни.
  2. Развитие как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности школьника.

Составляющими деятельности учреждения общего среднего образования по формированию правовой культуры субъектов образовательных отношений являются:

  • ознакомление субъектов образовательных отношений с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения обучающихся, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Рекомендуемые формы и методы правового воспитания обучающихся:

  • классные часы (на основании рекомендаций разрабатывается система ежемесячных классных часов);
  • уроки;
  • факультативы;
  • лекции, семинары;
  • рефераты по правовой тематике;
  • социальные проекты;
  • экскурсии;
  • правовые беседы;
  • лектории, кинолектории;
  • вечера встреч и тематические вечера;
  • вечера вопросов и ответов;
  • диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема;
  • обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
  • наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи);
  • правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
  • оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и республики;
  • издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;
  • проведение конкурсов по правовой тематике;
  • совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей, находящихся в социально опасном положении);
  • встречи с работниками прокуратуры, РОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя и др.;
  • недели, декады, месячники правовых знаний;
  • индивидуальная работа и др.

Классный час — это гибкая по своему составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Алгоритм подготовки и проведения классного часа

  1. Совместное (с учащимися и их родителями) планирование тематики классных часов на новый учебный год.
  2. Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
  3. Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
  4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
  5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
  6. Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на тему разговора. Настрой создается с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе.
  7. Проведение классного часа.
  8. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Структура классного часа:

  1. Вступительная часть (5-7 минут).

Цель: мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа, эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.

  1. Основная часть (время не регламентируется).

Цель: рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа.

  1. Заключительная часть (время не регламентируется, но нельзя затягивать).

Цель: подведение итогов разговора, работы, создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором, побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса.

При организации классных часов рекомендуется использование следующих форм: деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов. Предлагаемые формы будут способствовать развитию творческих умений и навыков школьников, активному распространению информации по правовой тематике в школьной среде, успешному обучению в подростковой среде по принципу «равный обучает равного».

Достижение поставленных целей и задач осуществляется посредством построения системы работы учреждения образования с привлечением всех участников образовательного процесса, в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами и структурами, с использованием возможностей эталонной базы данных правовой информации. Исходя из специфики учреждения образования и социокультурного пространства микрорайона, рекомендуется включить в годовое планирование (в  раздел «Воспитательная работа») мероприятия по формированию правовой культуры  с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Продуктом реализации системы работы по правовому воспитанию будет формирование следующих компетенций:

  • умение отстаивать свои права, не забывая о правах других;
  • поддерживать правосознание и порядок для себя и для других;
  • правильно применять в повседневной жизни положения законодательных актов Республики Беларусь.

Приложения

Примерная тематика классных часов по формированию правовой культуры по ступеням общего среднего образования

I ступень

  • Знакомство с правилами школьной жизни.
  • Правила общения.
  • Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина…)
  • Правила личной безопасности.
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  • Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).
  • Государственная символика.
  • Основные обязанности и права ученика.
  • Устав школы.
  • Что такое закон? Главный закон страны.
  • Я — гражданин Республики Беларусь.
  • Гражданин и обыватель.
  • Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
  • Как государство может защитить права ребенка?
  • Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»
  • Человек в обществе (Зависимость человека от общества).
    • ступень
  • Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
  • Равенство прав людей от рождения.
  • Ответственность. Мораль и законы.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
  • Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
  • Правовое государство (Понятие правового государства)
  • Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
  • Права человека и порядок в обществе.
  • За что ставят на учет в милицию?
  • Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
  • Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
  • Конституция Республики Беларусь.
  • Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление)
  • Административная и уголовная ответственность.
  • Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Моя ответственность за дисциплину в школе
  • Викторина «Уроки Фемиды».
  • Уголовное право Преступление.
  • Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
  • Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
  • Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?)
  • Я и дисциплина в школе.
  • Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
  • гражданин Республики Беларусь с точки зрения права.
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Уголовное право (Ответственность за преступления)
  • Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?».
  • Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе

II ступень

  • Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина Республики Беларусь)
  • Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право)
  • Круглый стол «Суицид среди подростков»
  • Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм).
  • Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (Прием на работу, учебу)
  • Гражданин Республики Беларусь (Права и обязанности)
  • Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений». Молодежные субкультуры.
  • Дискуссия «Твоя воинская обязанность»
  • Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе и общественных местах.

Примечание: классный руководитель может выбрать темы из предложенного списка, а также продумать свои темы, исходя из необходимости и специфики классного коллектива.

Примерные темы лекций для родителей

  • 1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
  • 2 класс. Воспитание ненасилием в семье
  • 3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
  • 4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
  • 5 класс. За что ставят на учет в милицию?
  • 6 класс. Свободное время — для души и с пользой.
  • 7 класс. Чем занят ваш ребенок?
  • 8 класс. Как уберечь подростка от насилия?
  • 9 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
  • 10 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки.
  • 11 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

алгоритм выявления и информирования управления образования, отдела внутренних дел об учащихся, склонных к насилию, конфликтам и совершению противоправных поступков, а также возможных угрозах, поступающих в адрес педагогических работников

1.Выявление учащихся, склонных к насилию, конфликтам и совершению противоправных поступков, проявляющихся в  возможных угрозах, поступающих в адрес педагогических работников, осуществляют педагогические работники на основании внешних признаков (агрессивное поведение), наблюдения, изучения содержания страниц учащихся в соцсетях, информации, поступающей от заинтересованных и т.п.

2. В случае выявления таких  учащихся педагогические работники незамедлительно информируют руководство учреждения образования.

3. Руководство  информирует об  родителей (законных представителей) учащихся; выясняет причины конфликта;  о случившемся информирует   органы внутренних дел; управление образования Мостовского райисполкома.

4. Далее проводится следующая работа:

изучаются особенности семейного воспитания несовершеннолетнего, изучается круг его знакомых;

проводятся консультации с учащимся и его родителями с целью выявления проблем семейного воспитания;

проводится психологическая и социально-педагогическая диагностика   с целью выявления его психологических проблем и факторов социальной среды, влияющих на поведение учащегося;

по результатам диагностики выявляется причина отклоняющегося поведения учащегося, подбираются методы, формы и средства оказания ему социально-педагогической поддержки и психологической помощи

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.