Использование дистанционных форм
взаимодействия с родителями
в работе классных руководителей
Дробыш Н.Н., методист УМО И и ВР ГУО «Гомельский областной институт развития образования» |
Использование современных Интернет-технологий позволяет сегодня сделать работу школы видимой, открытой для родителей, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса и таким образом усилить деятельностную составляющую работы с родителями.
Классный руководитель сегодня идет в ногу со временем и для эффективного взаимодействия с учащимися и родителями все чаще использует различные дистанционные формы.
Одним из важнейших информационно-коммуникационных ресурсов такого взаимодействия является сайт школы, где оперативно размещается информация по всем направлениям деятельности учреждения, в том числе по воспитательной работе. Важной функцией сайта является информационная. На сайте родители и учащиеся могут ознакомиться с планами воспитательной работы, в том числе и в шестой школьный день, расписанием объединений по интересам, спортивных секций. На нем размещаются анонсы предстоящих мероприятий, положения конкурсов, условия проведения различных акций и иная актуальная информация. Уже на первых родительских собраниях классным руководителям следует сообщать родителям о возможностях использования ресурсов сайта, его структуре и основных разделах.
Как известно, сайт является также одним из методов поддержания положительной мотивации учащихся. Участники воспитательных мероприятий всегда с нетерпением ждут обновления новостных страниц. Каждому хочется увидеть на сайте свои фотографии, принять участие в онлайн-обсуждениях прошедших событий, поделиться своими впечатлениями. Поэтому на сайте стоит оперативно размещать фотоотчеты о проведенных мероприятиях, творческие работы, награды учащихся, что мотивирует и детей, и родителей к дальнейшей активной деятельности.
Помимо информирования особое значение при организации эффективной воспитательной работы для классного руководителя приобретает обратная связь с родителями. Такую возможность дают форумы классов, которые являются своеобразной площадкой для обсуждения актуальных вопросов жизни классного коллектива. Многие классы сегодня имеют на сайтах свои странички, где публикуется как открытая, так и закрытая информация. В рамках работы форума родители общаются с классным руководителем, специалистами СППС, другими педагогами, представителями родительского комитета. По запросам родителей также возможно проведение дистанционного консультирования посредством обмена сообщениями, в том числе фото- и аудиофайлами.
Замечательным примером организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса является сайт средней школы №7 г.Речицы, который стал победителем ХI республиканского конкурса "Компьютер. Образование. Интернет".
Посетители сайта высоко оценили возможности электронного календаря, который ежедневно напоминает о текущих и планируемых общешкольных и классных воспитательных мероприятиях.
Электронные журналы классов, расположенные в одном из разделов сайта, позволяют детям, родителям и педагогам получать информацию об успеваемости учащихся, рейтингах предметов в классе, классов - в школе. Благодаря современным технологиям любому классному руководителю доступна такая уникальная возможность, как проведение дистанционных диагностических и статистических опросов. Так, изучение запросов законных представителей по организации шестого школьного дня позволило не только организовать широкое обсуждение данной темы, но и максимально учесть их мнение при планировании работы в шестой школьный день.
Приложение Plickers, размещенное на сайте, является инструментом тестирования и позволяет провести опрос с возможностью автоматической обработки результатов, мгновенной трансляции на экран, накоплением информации в базе данных сайта.
Все большую популярность набирает на сайте страничка «Оздоровление», где родители могут не только ознакомиться с работой школы в данном направлении, но и подать онлайн-заявку на запись в санаторий. Удачной находкой создателей сайта стало внедрение раздела «Кабинет психолога». В этом разделе родители могут найти диагностические методики различной направленности: узнать тип личности подростка при выборе будущей профессии, пройти тест на выявление склонности ребенка к употреблению психоактивных веществ, познакомиться с материалами по формированию у ребенка положительной «Я-Концепции». Здесь же родители получают рекомендации по результатам проведенных диагностик, а педагог-психолог по запросу проводит онлайн-консультации.
Однако, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зайдите на сайт школы №7 г.Речицы и убедитесь в том, как продуманно и эргономично он устроен! Наталья Николаевна Григорьева, создатель сайта и его идейный вдохновитель, человек неравнодушный и творческий, реализовала на практике множество интересных идей и задумок, которые смогли сделать сайт насыщенным и востребованным.
Помимо сайта при организации дистанционного взаимодействия с учащимися и родителями классные руководители пользуются таким инструментом, как социальные сети. Практически каждый подросток сегодня имеет свою страничку в одной или нескольких социальных сетях. В отличие от школьного сайта социальные сети дают классному руководителю больше возможностей для дистанционного общения с учащимися. Многие классные руководители объединяют своих учащихся в закрытые группы, некоторые присоединяются к уже созданным. В рамках такой группы педагог не только наблюдает за происходящими в ней событиями, но и активно вмешивается в обсуждение и решение актуальных вопросов. Находясь в одной группе с классным руководителем, подросток не теряет связь и со своей «несанкционированной» страничкой, если таковая имеется. В этом случае классному руководителю легче ее найти и познакомиться с ее содержанием, просмотреть, в каких группах состоит ребенок, чем интересуется, какие фотографии выкладывает. Особое внимание при этом стоит уделять страницам тех учащихся, которые состоят на различных видах учета.
Наиболее «продвинутые» педагоги в социальных сетях организуют закрытые группы для родителей. В таких сообществах педагоги и родители не только общаются, но и организуют обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты, проводят опросы. В последнее время с целью обсуждения и оперативного решения вопросов по разным направлениям учебной и воспитательной работы педагоги и родители многих учреждений образования стали пользоваться возможностями мобильных приложений «Viber» и «WhatsApp», которые позволяют оперативно взаимодействовать с учащимися и их родителями по решению текущих вопросов жизни класса.
Безусловно, никакой сайт не заменит живого общения, непосредственного участия в мероприятиях и полезных делах, однако педагоги сегодня не могут оставаться в стороне от передовых технологий, которыми насыщено современное информационное общество. И поэтому в своей работе они активно прибегают к помощи тех средств, которые дают возможность лучше узнать ребенка, соприкоснуться с его внутренним миром, держать руку на пульсе активной школьной жизни.
Автор выражает искренние слова благодарности за информационную помощь при написании материала руководителю методического объединения классных руководителей ГУО «Средняя школа №7 г.Речицы» Шавловской Наталье Николаевне.