Будьте внимательны!!! Киберпреступность.Вишинг!!!
«ВИШИНГ» — это один из методов совершения противоправных деяний с использованием социальной инженерии, который заключается
в том, что злоумышленник, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивает у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий
со своим карточным счетом/платежной картой.
Киберпреступность является международной проблемой. Подобные преступления совершаются, как правило, транснациональными организованными преступными группами, члены которых при помощи сети Интернет, легко пересекают виртуальные границы и совершают преступления в отношении иностранных граждан и граждан Республики Беларусь.
ЗВОНОК ПОСТУПАЕТ С АНОНИМНОГО НОМЕРА ИЛИ НОМЕРА СХОЖЕГО С НОМЕРОМ БАНКА.
Сотрудники банка не вправе выяснять входе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.).
СМС ЯКОБЫ ОТ БАНКА ПРИХОДИТ В НОВУЮ ПЕРЕПИСКУ.
Слева — мошенник, справа — банк.
Смс из банка тоже приходят с одного, двух номеров, которые вам уже знакомы. В любом случае не спешите переходить по ссылкам в сообщении.
СОБЕСЕДНИК НЕ МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НА ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ.
Слева — мошенник, справа — банк.
Сотрудник банка видит на экране компьютера всю информацию
о клиенте, которая есть в базе банка.
Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например, назвать остаток по карте или последнюю операцию, то вероятно это мошенник.
СОБЕСЕДНИК СПРАШИВАЕТ ДАННЫЕ КАРТЫ ИЛИ СМС-КОД.
Слева — мошенник, справа — банк.
Смс-код — один из главных паролей. Сотрудники банка никогда его не спросят, так же как и CVVна обратной стороне карты.
Если вам позвонили якобы из банка, и вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя. После этого перезвоните по официальному номеру банка — тому, который указан на карте и на сайте, — и попросите переключить на человека, который вам звонил.
ВАМ ОБЕЩАЮТ ВЫГОДУ БЕЗ УСИЛИЙ.
Слева — мошенник, справа — банк.
Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: суперприбыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но мошенники могут взять предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.
СОБЕСЕДНИК ТОРОПИТ ВАС ИЛИ ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕУБЕДИТЬ.
Слева — мошенник, справа — банк.
Сотрудник банка никогда не будет настаивать или торопить клиента.
ОШИБКИ В СООБЩЕНИИ.
Слева — мошенник, справа — банк.
У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.
ИМЯ ОТПРАВИТЕЛЯ НАПИСАНО НЕПРАВИЛЬНО.
Слева — мошенник, справа — банк.
Мошенники регистрируют адреса, похожие на названия банков. Тут срабатывает особенность восприятия: мы считываем смысл слов даже, если буквы в них перепутаны. Когда приходит такое смс, вас должно насторожить ещё и то, что сообщение оказалось в новой переписке.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:
- Если вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя, а после перезвоните в банк по официальному номеру и попросите переключить на человека, который вам звонил.
- Если не уверены в собеседнике, попросите его назвать номер карты или остаток на счёте.
- Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте.
- Не обращайте внимание на обещания лёгких денег или выгоды без усилий.
- Если собеседник торопит вас или спрашивает смс-код, то вы говорите с мошенником!
- Внимательно читайте сообщения из банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте.
Киберпреступность является международной проблемой. Подобные преступления совершаются, как правило, транснациональными организованными преступными группами, члены которых при помощи сети Интернет, легко пересекают виртуальные границы и совершают преступления в отношении иностранных граждан и граждан Республики Беларусь.
В настоящее время состояние информационной сферы в Республике Беларусь характеризуется высоким уровнем доступа населения страны к массовой информации. Количество национальных средств массовой информации и интернет-ресурсов неуклонно увеличивается. Белорусское информационное пространство открыто для активной работы иностранных СМИ и интернет-ресурсов. В стране ежегодно увеличивается пропускная способность внешних каналов доступа в сеть Интернет, количество интернет-пользователей, абонентов сетей электросвязи, держателей банковских платежных карт.
Сегодня спектр преступлений в сфере высоких технологий значительно расширился и может коснуться любого гражданина или организации не зависимо от формы собственности. Наиболее распространенными являются: хищение денежных средств при помощи реквизитов банковских платежных карт, внесение заведомо ложных сведений в компьютерную систему с целью незаконного получения кредитов либо сокрытия фактов хищений, уничтожение компьютерной информации, незаконное копирование или завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, взлом почтовых ящиков и дальнейший незаконный доступ к информации. Подобных примеров можно привести очень много.
Для того чтобы не стать жертвой киберпреступника необходимо соблюдать следующие простые правила:
ЗАЩИТА ДАННЫХ БАНКОВСКОЙ КАРТОЧКИ
Необходимо:
+ Хранить в тайне пин-код карты
+ Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода
+ Оформить отдельную карту для онлайн-покупок и не держать на ней большие суммы
+ Использовать услугу «3-D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций
+ Скрыть CCV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его
Не рекомендуется:
- Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке
- Сообщать CVV-код или отправлять его фото
- Распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона) «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет-банкинг»
- Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3-D Secure и т.д.
НАДЕЖНЫЕ ПАРОЛИ
Необходимо:
+ Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам
+ Использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы
+ Доверять только проверенным менеджерам паролей
Не рекомендуется:
- Использовать повторения символов
- Хранить пароли на бумажных носителях
- Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетная запись, никнейм)
- Сохранять пароли автоматически в браузере
- Использовать биографическую информацию в пароле
БЕЗОПАСНЫЙ WI-FI
Необходимо:
+ Отключить общий доступ к своей WI-FI точке, даже если у вас «безлимитный» Интернет
+ Использовать надежный (см. выше) пароль для доступа к вашей WI-FI точке
+ Деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым WI-FI точкам
Не рекомендуется:
- Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам WI-FI в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.
ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ
Необходимо:
+ Использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов
Не рекомендуется:
- Переходить по непроверенным ссылкам
- Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
Необходимо:
+ Подключить двухфакторную аутентификацию
+ Использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытый (только для привязки устройств и средств их защиты) и открытый (для переписки, подписок и т.д.)
+ Использовать СПАМ-фильтры
Не рекомендуется:
- Не реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего это спам или мошенники
- Открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю, узнайте, что это за файл
МЕССЕНДЖЕРОВ
Необходимо:
+ Устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников
+ Обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ
+ Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения
Не рекомендуется:
- Размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе
- Использовать указание геолокации на фото в постах
- Отвечать на обидные выражения и агрессию в социальных сетях – лучше напишите об этом администратору ресурса
- Употреблять ненормативную лексику при общении
- Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами