Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Комфортно ли Вы чувствуете себя в школе?
Всего 24 человека
Голосование
Вы нашли на нашем сайте интересную для себя информацию?
Всего 35 человек

Дополнительная информация (комментарий) по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них»

Дата: 25 мая в 12:30

Дополнительная информация (комментарий)

по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» и постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283»

 

  1. Реализация Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них»

Основные нормы Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» (далее – Указ):

первая – прием в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии-колледжи искусств без вступительных испытаний (сохранение в гимназии-колледже искусств проверки способностей в области отдельных видов искусств);

вторая – возможность изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • подпункт 1.1 пункта 1 Указа (в части приема без вступительных испытаний) распространяется только на II ступень общего среднего образования, т.е. на V-IX классы. Вопросы приема на III ступень общего среднего образования в гимназии, гимназии-интернаты, как и ранее, регулируются Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), а точнее – пунктом 4 статьи 159 Кодекса, в котором в связи со вступлением в силу Указа утратила действие часть первая.

Таким образом, лица, получившие базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств, по их желанию продолжают обучение в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств на III ступени общего среднего образования без вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства;

  • учебные предметы на повышенном уровне могут изучаться, но не должны изучаться в обязательном порядке.

Исходя из изложенного и в целях реализации пункта 2 Указа были внесены определенные дополнения и изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10). Полный вариант Положения об учреждении общего среднего образования со всеми дополнениями и изменениями размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2017/2018 учебного года).

  1. Реализация постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283»

Дополнения и изменения, которые внесены в Положение об учреждении общего среднего образования:

первая группа – дополнения и изменения, связанные с практикой применения данного нормативного правового акта;

вторая группа – дополнения и изменения, связанные с реализацией Указа.

Дополнения и изменения, связанные с практикой применения данного нормативного правового акта:

пункт 54: деление класса на группы при изучении учебных предметов «Математика», «Физика», Химия», «Биология» на повышенном уровне;

Справочно:

Ранее деление на группы по указанным учебным предметам осуществлялось только в случае профильного направления – физико-математического или химико-биологического. Внесенные изменения позволяют делить класс на группы в случае изучения указанных учебных предметов в любом сочетании с другими учебными предметами.

пункт 54: деление класса на группы по учебному предмету «Иностранный язык» при условии наличия в каждой группе не менее 9 человек;

пункт 59: проведение факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования;

Справочно:

В связи с поэтапным введением учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» из указанного пункта исключено указание на конкретные классы, в которых изучаются данные факультативные занятия.

С 1 сентября 2018 г. в учреждениях общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» будут изучаться в качестве учебного предмета во II-VII классах, в качестве факультативных занятий – в VIII и IX классах.

Начиная с 2019/2020 учебного года «Основы безопасности жизнедеятельности» будут изучаться только в качестве учебного предмета во II-VIII классах.

пункт 64:возможность организации межшкольных факультативных занятий за счет не использованных отдельными учреждениями общего среднего образования учебных часов, финансируемых из бюджета в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида;

Справочно:

Ранее для организации межшкольных факультативных занятий можно было использовать только учебные часы, определенные типовым учебным планом исключительно учреждений общего среднего образования, расположенных в сельской местности.

пункт 95:унифицированы сроки приема документов в учреждения общего среднего образования различных видов. Основной акцент сделан на том, что все учащиеся, которые решили принять участие в конкурсе для получения среднего образования в X классе лицея, при приеме на свободные места в X-XI классы гимназий, гимназий-интернатов, XI класс лицея, в случае, если не прошли по конкурсу, имели возможность вернуться в учреждение общего среднего образования, в котором обучались ранее. В связи с изложением пункта 95 в новой редакции пункт 94 исключен;

пункт 117: унифицированы сроки оформления приказов о зачислении лиц, которые принимали участие в конкурсе, в число учащихся конкретного учреждения образования;

пункты 126 и 143: закреплено количество вступительных испытаний и принцип определения перечня учебных предметов, по которым проводятся вступительные испытания при приеме на свободные места в X-XI классы гимназий, гимназий-интернатов, X класс лицеев, а также на свободные места в XI класс лицеев.

Справочно:

При приеме на свободные места в X-XI классы гимназий, гимназий-интернатов, X класс лицеев, а также на свободные места в XI класс лицеев лицо, принимающее участие в конкурсе, сдает два вступительных испытания из числа учебных предметов, определенных учебным планом учреждения общего среднего образования для изучения на повышенном уровне.

Дополнения и изменения, связанные с реализацией Указа:

пункт 42: введено понятие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне;

пункт 43-1 – новый пункт, которым дополнено Положение об учреждении общего среднего образования;

Справочно:

«43-1. Классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне могут создаваться в учреждениях общего среднего образования на II и III ступенях общего среднего образования.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем учреждения общего среднего образования в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, желающих изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов, на основании заявлений этих лиц (законных представителей несовершеннолетних лиц) на имя руководителя учреждения общего среднего образования.»

Необходимо обратить внимание на следующее:

последняя часть данного пункта распространяется только на школы (базовые и средние), а на гимназии, гимназии-интернаты распространяются нормы Кодекса, которые нашли отражение в пункте 86 Положения об учреждении общего среднего образования;

введено не только понятие класса с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, но и группы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В связи с этимпереформирование классов на II ступени общего среднего образования не допускается;

фактически дана законодательная норма о возможности изучения на повышенном уровне учебного предмета даже в группе при наличии не менее 5 / 3 учащихся (по аналогии с количеством групп для проведения факультативных занятий);

в связи с тем, что перечень учебных предметов для их изучения на повышенном уровне определяется директором в соответствии с учебным планом этого учреждения общего среднего образования, значительно возрастает ответственность директора и заместителей директора, при этом не столько материальная ответственность (общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета, определено типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида), а ответственность за определение тех направлений и учебных предметов, по которым есть высококвалифицированные кадры, есть соответствующая материально-техническая и учебная база и т.д.;

теоретически в одной параллели и на II, и на III ступени общего среднего образования может быть мультипрофиль. Вопрос заключается в возможности его организовать: и необходимое количество учебных часов, и расписание учебных занятий, и наличие достаточного количества учебных кабинетов, и т.д.;

пункт 84: четко определен перечень документов, которые предоставляются лицом в случае принятия решения об участии в конкурсе для получения среднего образования в гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, лицее при учреждении высшего образования;

Справочно:

Кроме документов, указанных в пункте 79 Положения об учреждении общего среднего образования, лицо (законный представитель несовершеннолетнего лица), которое желает принять участие в конкурсе для получения среднего образования в гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, лицее при учреждении высшего образования, предоставляет в приемную комиссию свидетельство об общем базовом образовании и при наличии права на льготы документы, подтверждающие право данного лица на льготы при приеме для получения среднего образования.

Особое внимание следует обратить на следующее:

1) льготы сохранены только для лиц, принимающих участие в конкурсе для получения среднего образования в гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, лицее при учреждении высшего образования;

2) зачисление вне конкурса распространяется:

в связи с отсутствием вступительных испытаний в V класс гимназий-интернатов только на лиц, поступающих на свободные места в X-XI классы гимназий-интернатов в соответствии с частью четвертой пункта 4 статьи 159 Кодекса;

на лиц, поступающих в X класс лицеев, а также на свободные места в XI класс лицеев, в соответствии с частью второй пункта 5 статьи 159 Кодекса;

  • преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление имеют:

при приеме для получения среднего образования на свободные места в X-XI классах гимназий, гимназий-интернатов, гимназий-колледжей искусств в соответствии с частью пятой пункта 4 статьи 159 Кодекса;

при приеме для получения среднего образования в лицеях, в том числе на свободные места, в соответствии с частью третьей пункта 5 статьи 159.

пункт 86: в указанном пункте в сжатом виде сформулированы основные принципиальные подходы к приему лиц для получения базового и среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств с учетом Указа и Кодекса.

Справочно:

1) Части третья и пятая пункта 86 – это прямые нормы Указа (подпункт 1.1 Указа):

«Прием лиц для получения базового образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств осуществляется без вступительных испытаний.» (часть третья)

«Прием лиц для получения базового образования в гимназиях-колледжах искусств осуществляется по конкурсу на основе проверки их способностей в области отдельных видов искусства.» (часть пятая)

2) Часть четвертая пункта 86 гарантирует учащимся, получившим начальное образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, по их желанию продолжить обучение в этих гимназиях, гимназиях-интернатах на II ступени общего среднего образования. Из этого следует, что учащиеся, получившие начальное образование в других учреждениях общего среднего образования, могут быть приняты в гимназии, гимназии-интернаты для обучения на II ступени общего среднего образования в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 55 «Об утверждении Инструкциио порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование».

3) Часть шестая пункта 86 – прямая норма Кодекса (пункт 4 статьи 159):

«Лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств, по их желанию продолжают обучение в этих гимназиях, гимназиях-интернатах на III ступени общего среднего образования без вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.»

4) Из частей первой и второй пункта 86 исключен прием для получения базового образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях-колледжах искусств.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.